Подобрать решение

+7 (904) 335-55-03

Raspberry Pi: геймификация и (ре)позиционирование

Raspberry Pi: геймификация и (ре)позиционирование

Идея и позиционирование продукта:

Бурное развитие IT-технологий в нулевых серьезно упростило работу с электронными устройствами: если раньше пользователям приходилось разбираться с командами в консоли и писать код, то теперь все проблемы решались несколькими кликами в графическом интерфейсе. Компьютеры стали более user-friendly и не требовали знаний информатики для эксплуатации.

Это сильно расстраивало преподавателя информатики Кембриджского университета Эбена Аптона. Он заметил, что студенты особо не интересуются функционированием компьютера, а их понимание принципов работы ЭВМ сильно отличается от понимания студентов 90-ых. Перед будущим основателем Raspberry Pi Foundation возник вопрос: как вернуть интерес к программированию? На помощь пришла геймификация.

В 2009 году Аптон вместе с командой преподавателей Джеком Лэнгом, Аланом Майкрофтом и Робом Мюллинсом, вдохновившись идеей мини-компьютера от BBC Micro (на таком в учился программировать Аптон) стали думать над созданием похожего устройства для применения в школьной программе.

Компьютер должен был стать чем-то вроде игрушки: размером с кредитную карту, при этом достаточно простым в обращении, чтобы не отбить интерес у юных программистов. Здесь команда столкнулась с еще одной проблемой: как заставить потребителей купить полноценный компьютер, на котором нельзя будет ни работать, ни играть, а только лишь экспериментировать. Решение оказалось простым – максимально удешевить продукт. В результате, в 2011 году на свет появляется Raspberry Pi стоимостью всего в $35.

Стоить сказать, что в 2010 году рынка SoM (система на модуле) не существовало. Raspberry были первопроходцами. Тем не менее, это не помешало компании еще до фактического создания первого продукта получить 200 тысяч заказов. Как? Благодаря хитрому и немного грязному PR. В мае 2011 года команда разработчиков выложила на Youtube видеоролик, в котором впервые показала устройство корреспонденту BBC. Проблема в том, что это был не Raspberry Pi, а просто маленькая плата с микроконтроллерами.

Курс на образовательный сегмент: 

Самое интересное, что начальное позиционирование продукта оказалось ошибочным. Устройство стало популярно у энтузиастов, но совсем не юных, как рассчитывали создатели. И даже больше: из-за низкой цены и доступности компьютерам нашли применение в сфере интернета вещей, причем не только для личного пользования, но и промышленного.

Однако разработчики не стали акцентировать все внимание на аудиторию энтузиастов и промышленников. Они решили и дальше держать курс на образовательный сегмент. Как выяснилось, сделать дешевое и компактное устройство оказалось недостаточно. Поэтому в Raspberry стали работать над созданием коммьюнити.

Первым шагом стало разделение Raspberry Pi Foundation и Raspberry Pi Trading, чтобы изолировать первого от работы с торговлей и инжинирингом. Фонд начал активно сотрудничать с крупными образовательными организациями, а в 2015 году объявил о слиянии с Code Club (а через несколько лет запустили CoderDojo Foundation). Это позволило создать международную сеть волонтерских клубов для обучения детей программированию. Также Raspberry запустили платформы для онлайн-мероприятий Raspberry Jam и Coolest Projects. Вишенка на торте – создание собственного медиа “Hello World” для преподавателей компьютерных наук и информатики.

Конкуренция: 

Бум популярности одноплатных компьютеров привел к появлению на рынке огромного количества устройств, копирующих Raspberry Pi. Среди самых известных – китайские продукты Orange Pi и Banana Pi. Конкурировать в низшем ценовом сегменте (до $50) не получилось, поэтому компании стали предлагать альтернативные одноплатные решения (например, для домашнего сервера) по более высоким ценам.

Есть дорогостоящие конкуренты с мощной аппаратной начинкой – ODROID и Rock Pi. В последние годы в эту сферу начали подтягиваться и крупные игроки: NVIDIA с продукцией Jetson Nano, Intel c NUC и Chuwi – они предлагают почти полностью готовый одноплатный ПК. Но Raspberry Pi выигрывает в доступности и дешевизне. Среди дешевых аналогов конкурентов тоже достаточно. Самые большие – OLinuXino и Libre Computer Board.

Однако главная фишка Raspberry – широкое коммьюнити. Продукты ассоциируются образованием, поэтому потенциальные клиенты в лице школ, онлайн-академий закажут именно Raspberry Pi. Ну и не стоит забывать про фактор бренда (на рынке SoM устройств до сих пор лишь один устойчивый и известный бренд). Покупатель точно знает, что приобретает качественный и надежный продукт.

Перспективы: 

Одноплатные компьютеры все чаще используются для создания устройств интернета вещей. По данным исследования Fortune Business Insight, к 2027 году рынок IoT будет стоить $1436 млрд.

Правда, в этой сфере Raspberry пока только наращивает мощности, ибо их ЦА – образовательные организации и энтузиасты. Но за последние годы на рынке все чаще появляются решения и для индустриального сектора. Кроме того, продукция Raspberry считается сильно недооцененной в промышленности.

Помимо производства устройств, компания активно развивает образовательные проекты. За прошлый год через их онлайн-курсы прошло почти 5 миллионов обучающихся. Учитывая большой интерес инвесторов к данной сфере, у Raspberry есть неплохой потенциал для роста на этом рынке.

Бонус – материалы по теме: 

Выступление Эбена Аптона на конференции PyCon в 2013 году: https://www.youtube.com/watch?v=PAHBZImmXsI

Узнайте, какое решение подойдет вам

194100, Россия, г. Санкт-Петербург, Технопарк
, ул. Литовская, д. 10, литера А.

Получите бесплатную
консультацию по IIoT решениям

Заполните форму, и мы расскажем о решениях для вашего бизнеса

Receive a turnkey solution

We develop and implement individual solutions of IIoT for specific client tasks.

Objectives: maximize equipment performance, reduce costs and production cycle and improve the safety and profitability of business processes.

Describe your needs, and we will offer the most optimal solution for you.